Проблема формирования педагогической культуры специалиста социально-культурной деятельности обоснована специфичностью его деятельности, вследствие развития которой он нередко является руководителем социальных и культурных объединений (руководитель коллектива, социального проекта, режиссер и т.д.) [1] Реализация творческого процесса и решение задач по развитию культуры предполагает преобладание профессионализма специалиста в процессе сотрудничества, совместного творчества, нацеленных на стимулирование развития других при помощи приобщения к миру культуры и творчества. [2] Для менеджера социально-культурной сферы, как эксперта в педагогической области и организуемой работы, особенно значимой выступает педагогическая культура.
Педагогическая культура специалиста социально-культурной сферы гарантирует гуманистическое направление профессиональной деятельности, ценность нравственной степени социокультурного влияния, качество и форму освоения социальными и культурными методиками, готовность к непрерывному самосовершенствованию. Подобный подход к восприятию педагогической культуры специалиста выделяет вероятность представить ее как условие старт успешной профессиональной деятельности.
На данный момент, современное общество имеет достаточно большой опыт профессиональной подготовки экспертов в области социально-культурной деятельности. Но, данный опыт нуждается в научном осмысливании, с учетом новейших процессов развития культурной среды общества и новых требований образования.
Современные взгляды на данную проблему также обусловлены противоречиями между актуальными на сегодня педагогических функций государственных образовательных стандартов подготовки специалистов социально-культурной сферы и неудовлетворительным компетентностью в области развития педагогической культуры при реализации главной задачи – формирования и развития способностей и умений индивидуума.
Проводя исследования опыта прошлых лет в формировании педагогических навыков специалистов социально-культурной деятельности в процессе подготовки по специальности, мы приходим к выводу, что, так называемое «культурное» образование всякий раз было нацелено на подготовку специалистов, способных претворять идеи просвещения в массах. Но, долгое время цели, задачи и наполнение профессиональной деятельности находились под гнетом партии, и ограничивалось идеологией, или функциями массовика-затейника. Существенные изменения в системе профессионального образования произошли в 80-90 гг., в этот период были сформированы более конкретные требования к организаторам социально-культурной деятельности, нормы и объемы подготовки по общим наукам и специальности, а так же были изменены общие направления подготовки специалистов. Теория педагогики «культурного» образования охватила область свободного времени, сформировать педагогический статус специалистов социально-культурной деятельности, и стала основой методики в реализации новых направлений и технологий. В настоящее время к специалистам социально-культурной деятельности предъявляются достаточно высокие квалификационные требования образовательного стандарта. [3] Они включают в себя подготовку в сфере гуманитарных, социальных, политических, культурных, психологических, психологических, искусствоведческих, художественных и творческих знаний. [4]
После детального рассмотрения результатов исследования, можно увидеть, что студенты, в основном, имеют низкий уровень педагогической культуры, не смотря на то, что, более половины выпускников выбирают работу по специальности, многие рассматривают работу в качестве педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, руководителей любительских коллективов различной направленности и проч. Опрос выпускников показывает, что основной причиной выбора такой профессии является недостаточный уровень педагогической теории, отсутствие возможности получить больше педагогических навыков и опыта. Поэтому, необходимость формирования педагогической культуры специалистов социально-культурной деятельности обусловлена:
- педагогической направленностью социально-культурной деятельности, что прослеживается в исследованиях М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, Т.Г Киселевой и др.;ярко выраженной необходимостью наличия высоко компетентных специалистов социально-культурной деятельности, в условиях их возрастающей роли в развитии культурного потенциала общества;
- необходимостью наличия специалистов, основной задачей которых будет являться воздействие на общество, с целью приобщения его участников к миру культуры, присвоения им общечеловеческих ценностей, а так же, развития социально-значимых свойств индивидуума.
Проводя анализ теоретических и методологических исследований понятия «педагогическая культура» В.Л. Бенина. Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаевой, Т.Е. Исаевой и др. была определена структура и функции педагогической культуры специалиста в области социально-культурной деятельности и условия ее формирования.
Педагогическая культура специалиста социально-культурной деятельности – это синтез качеств личности – профессионала, содержащий в себе культурные и общественные ценности, уровень освоения социальных и культурных инструментов приобщения членов общества к миру культуры, пропаганды человечного отношения между людьми и отдельными социальными группами на всех этапах осуществления социальной и педагогической деятельности.
Структура педагогической культуры специалиста социально-культурной деятельности:
- ценности и нормы, как совокупность культурных и творческих, нравственных и эстетических, духовных норм и ценностей, соответствующих способов воплощения социально-культурной деятельности как педагогического процесс;
- содержание и технологии, содержащие все сферы социально-культурной деятельности, тесно связанные с изучением, воспроизведением, сохранением и созданием культурных ценностей;
- личность и творчество, как симбиоз качеств и свойств профессионала, функциями которого являются развитие творчества и культуры в человеке.
В основном, на уровень педагогической культуры влияют количество усвоенных знаний, умение их использовать, приобретая определенные навыки и умения, уровень профессиональных педагогических качеств, следование нормам этики, а так же влияние культурной и образовательной среды, а так же преподавателями вуза.
Повышение уровня педагогической культуры специалиста в области социально-культурной деятельности, на наш взгляд, может быть достигнута при соблюдении следующих критериев:
- направленность образовательного процесса на создание мотивационного и осознанного отношения к профессиональной деятельности;
- объединение подготовки в области культурологии, психологии и педагогики, позволяющей овладеть в равной мере социальными, культурными и педагогическими методиками, позволяющие использовать комплексный подход к воздействию в социально культурной сфере;
- углубленность в теорию психологии и педагогики в рамках профессиональной подготовки;
- максимальное использование ресурсов учебной практики, включающих в себя четко структурированную программу, индивидуальные занятия и задания, направленных на оттачивание и закрепление педагогических навыков, и умений комплексного использования социальных и культурных педагогических технологий;
- развитие нравственных форм в учреждениях культуры: стимулирование работы общественных студенческих формирований, различных волонтерских движений, стимуляция участия в благотворительных и культурных проектах.
Новые подходы к изучению данной проблемы дают возможность получить совершенно новый подход к осмыслению социальных и педагогических проблем, в числе которых определение роли педагогической культуры специалиста социально-культурной деятельности, как необходимого условия для успешной коммуникации и непосредственную значимость в сфере досуга общества.