12+

Междисциплинарный студенческий научный вестник
ЭЛ № ФС 77 - 75777 | ISSN: 2686-9616
О выпуске
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ
Рожков А.Н.1
1Казанский государственный институт культуры и искусств

Проблема формирования педагогической культуры специалиста социально-культурной деятельности обоснована специфичностью  его деятельности, вследствие развития которой он нередко является руководителем социальных и культурных объединений (руководитель коллектива, социального проекта, режиссер и т.д.) [1] Реализация творческого процесса и решение задач по развитию культуры предполагает преобладание профессионализма специалиста в процессе сотрудничества, совместного творчества, нацеленных на стимулирование развития других при помощи приобщения к миру культуры и творчества. [2]  Для менеджера социально-культурной сферы, как эксперта в педагогической области и организуемой работы, особенно значимой выступает педагогическая культура.

Педагогическая культура специалиста социально-культурной сферы гарантирует гуманистическое направление профессиональной деятельности, ценность нравственной степени социокультурного влияния, качество и форму освоения социальными и культурными методиками, готовность к непрерывному самосовершенствованию. Подобный подход к восприятию педагогической культуры специалиста выделяет вероятность представить ее как условие старт успешной профессиональной деятельности.

На данный момент, современное общество имеет достаточно большой опыт профессиональной подготовки экспертов в области социально-культурной деятельности. Но, данный опыт нуждается в научном осмысливании, с учетом новейших процессов развития культурной среды общества и новых требований образования.

Современные взгляды на данную проблему также обусловлены противоречиями между актуальными на сегодня педагогических функций государственных образовательных стандартов подготовки специалистов социально-культурной сферы и неудовлетворительным компетентностью в области развития педагогической культуры при реализации главной задачи – формирования и развития способностей и умений индивидуума.   

Проводя исследования опыта прошлых лет в формировании педагогических навыков специалистов социально-культурной деятельности в процессе подготовки по специальности, мы приходим к выводу, что, так называемое «культурное» образование всякий раз было нацелено на подготовку специалистов, способных претворять идеи просвещения в массах. Но, долгое время цели, задачи и наполнение профессиональной деятельности находились под гнетом партии, и ограничивалось идеологией, или функциями массовика-затейника. Существенные изменения в системе профессионального образования произошли в 80-90 гг., в этот период были сформированы более конкретные требования к организаторам социально-культурной деятельности, нормы и объемы подготовки по общим наукам и специальности, а так же были изменены общие направления подготовки специалистов.   Теория педагогики «культурного» образования охватила область свободного времени, сформировать педагогический статус специалистов социально-культурной деятельности, и стала основой методики в реализации новых направлений и технологий. В настоящее время к специалистам социально-культурной деятельности предъявляются достаточно высокие квалификационные требования образовательного стандарта. [3]  Они включают в себя подготовку в сфере гуманитарных, социальных, политических, культурных, психологических, психологических, искусствоведческих, художественных и творческих знаний. [4]

После детального рассмотрения результатов исследования, можно увидеть, что студенты, в основном, имеют низкий уровень педагогической культуры, не смотря на то, что, более половины выпускников выбирают работу по специальности, многие рассматривают работу в качестве педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, руководителей любительских коллективов различной направленности и проч. Опрос выпускников показывает, что основной причиной выбора такой профессии является недостаточный уровень педагогической теории, отсутствие возможности получить больше педагогических навыков и опыта. Поэтому, необходимость формирования педагогической культуры специалистов социально-культурной деятельности обусловлена:

  • педагогической направленностью социально-культурной деятельности, что прослеживается в исследованиях М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, Т.Г Киселевой и др.;ярко выраженной необходимостью наличия высоко компетентных специалистов социально-культурной деятельности, в условиях их возрастающей роли в развитии культурного потенциала общества;
  • необходимостью наличия специалистов, основной задачей которых будет являться воздействие на общество, с целью приобщения его участников к миру культуры, присвоения им общечеловеческих ценностей, а так же, развития социально-значимых свойств индивидуума.

Проводя анализ теоретических и методологических исследований понятия «педагогическая культура» В.Л. Бенина. Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаевой, Т.Е. Исаевой и др. была определена структура и функции педагогической культуры специалиста в области социально-культурной деятельности и условия ее формирования.

Педагогическая культура специалиста социально-культурной деятельности – это синтез качеств личности – профессионала, содержащий в себе культурные и общественные ценности, уровень освоения социальных и культурных инструментов приобщения членов общества к миру культуры, пропаганды человечного отношения между людьми и отдельными социальными группами на всех этапах осуществления социальной и педагогической деятельности.

Структура педагогической культуры специалиста социально-культурной деятельности:

  • ценности и нормы, как совокупность культурных и творческих, нравственных и эстетических, духовных норм и ценностей, соответствующих способов воплощения социально-культурной деятельности как педагогического процесс;
  • содержание и технологии, содержащие все сферы социально-культурной деятельности, тесно связанные с изучением, воспроизведением, сохранением и созданием культурных ценностей;
  • личность и творчество, как симбиоз качеств и свойств профессионала, функциями которого являются развитие творчества и культуры в человеке.

В основном, на уровень  педагогической  культуры влияют количество усвоенных знаний, умение их использовать, приобретая определенные навыки и умения, уровень профессиональных педагогических качеств, следование нормам этики, а так же влияние культурной и образовательной среды, а так же преподавателями вуза.

Повышение уровня педагогической культуры специалиста в области социально-культурной деятельности, на наш взгляд, может быть достигнута при соблюдении следующих критериев:

  • направленность образовательного процесса на создание мотивационного и осознанного отношения к профессиональной деятельности;
  • объединение подготовки в области культурологии, психологии и педагогики, позволяющей овладеть в равной мере социальными, культурными и педагогическими методиками, позволяющие использовать комплексный подход к воздействию в социально культурной сфере;
  • углубленность в теорию психологии и педагогики в рамках профессиональной подготовки;
  • максимальное использование ресурсов учебной практики, включающих в себя четко структурированную программу, индивидуальные занятия и задания, направленных на оттачивание и закрепление педагогических навыков, и умений комплексного использования социальных и культурных педагогических технологий;
  • развитие нравственных форм в учреждениях культуры: стимулирование работы общественных студенческих формирований, различных волонтерских движений, стимуляция участия в благотворительных и культурных проектах.

Новые подходы к изучению данной проблемы дают возможность получить совершенно новый подход к осмыслению социальных и педагогических проблем, в числе которых определение роли педагогической культуры специалиста социально-культурной деятельности, как необходимого условия для успешной коммуникации и непосредственную значимость в сфере досуга общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Исаенко В. П. Развитие лидерской направленности специалиста СКД в процессе дополнительного профессионального образования. Дис....д-ра. пед. наук: 13.00.05. М.: РГБ, 2003.
  2. Дюмазедье Ж. Досуг как сфера духовной деятельности / Ж. Дюмазедье. М.: Прогресс, 1987. С. 132.
  3. Кисилева Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник. / Т. Г. Кисилева, Ю. Д. Кра-сильников. М.: МГУКИ, 2004. С. 72.
  4. Ариарский М. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования / М. А. Ариарский, И. А. Ивлиева. Казань, 2006. С. 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА
Рожков А.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ // Междисциплинарный студенческий научный вестник. – 2019. – № 2.; URL: https://stud-messenger.ru/journal/issue-2/article-12/ (дата обращения: 16.09.2024).