12+

Междисциплинарный студенческий научный вестник
ЭЛ № ФС 77 - 75777 | ISSN: 2686-9616
О выпуске
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Орлова Т.А.1
1Академия социального управления, Москва
  • Использование ситуации успеха должно способствовать повышение рабочего тонуса, увеличению  производительности  учебного  труда,  а  также   помочь учащимся осознать себя полноценной  личностью.

Какова роль ситуации успеха?

  • Организация учебного процесса будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися.
  • В процессе учебной деятельности положение учителя и ученика далеко не равнозначно. Учитель должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в учащегося, то есть учитель и ученик должны находиться в равноправных позициях: откровенность учителя должна быть направлена к ученику, как к человеку. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства учащихся. Надежным путем создания  ситуаций  успеха  является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и  характеру помощи учащимся при ее осуществлении.
  • Большое  значение  в  создании  ситуаций  успеха   имеет   общая   морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных  заданий,  поскольку  это  в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к  внешне сложным заданиям.

С психологической точки зрения успех –  это переживание состояния  радости,  удовлетворение  оттого,  что  результат,  к которому  стремилась  личность  в  своей  деятельности,  либо  совпал  с  ее ожиданиями,  надеждами,  либо  превзошел  их.  На   базе   этого   состояния формируются  новые,  более  сильные  мотивы  деятельности,  меняются  уровни самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. С педагогической точки  зрения  успех  –  это  достижение  значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так  и  коллектива в целом.

 

Варианты моделирования ситуаций успеха на уроках

Похвала

Самый мощный инструмент учителя, еще А. Камю заметил: "Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ".

То есть важно научится вербально создавать правильный настрой. С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность "Этот материал мы проходили, так что контрольная не покажется вам трудной"), закрепить эмоцию позитива ("У вас обязательно получится"), заинтересовать лично ("Это задание я могу поручить только тебе").

Как часто хвалить? — наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально учителем и конкретно для каждого ученика. Бывает, что доброе слово толкает ребенка на совершение "новых подвигов".

Коллективная похвала

Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.

Задания разной сложности

Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.

Самостоятельный выбор задания

Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.

Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.

Портфолио

Один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: "Мои достижения", "Мои награды", "Мое творчество", "Отзывы". Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.   

Проектная работа позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проекта. При организации проектной работы я старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы. Т.е. стараюсь, чтобы проектная работа не отвлекала учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки.

Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, я формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание.

Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни. 

 

Заключение

Учение серьёзный труд для школьника, требующий от него настойчивости, силы воли. Конечно же, не всякие знания заинтересуют и увлекут ребёнка.

Характер отношения учащихся к учению зависит от характера самого процесса обучения, от отношений, складывающихся между педагогом и учащимися, от способов организации деятельности.

Побуждать жажду знаний у школьников, вырабатывать у них положительное отношение к учёбе, формировать целостную личность – всё это возможно только при таком обучении, которое строится на гуманистических началах.

Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе. Надо больше обращать внимания на хорошее в ребёнке, чем на его ошибки, не забывать хвалить его за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.

Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру.

Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. Инструментом оценки успешности учащихся может служит слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен. Ребёнок – не доска и не воск, он самое простое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в Волшебника.

Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с детской душой ребёнка, педагог сможет раскрыть множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991
  2. Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991
  3. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998
  6. Панова Е. И. Взаимоотношения "учитель – ученик". // Педагогика, 1998-№6
  7. Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997-№2, с.42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА
Орлова Т.А. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ // Междисциплинарный студенческий научный вестник. – 2019. – № 3.; URL: https://stud-messenger.ru/journal/issue-3/article-17/ (дата обращения: 18.10.2024).