12+

Междисциплинарный студенческий научный вестник
ЭЛ № ФС 77 - 75777 | ISSN: 2686-9616
О выпуске
СТУДЕНТО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ
Ахметова Д.Р.1
Копжасарова У.И.1
1Карагандинский государственный университет

Переход к студенто-центрированному обучению предполагает смещение акцентов в образовательном процессе с преподавания на учение как активную образовательную деятельность студента, а также совершенствование умений и навыков самостоятельной работы обучающихся. Особое внимание уделяется самостоятельной деятельности студентов по поиску, осмыслению усвоению и переработке новых знаний в информационном пространстве; когда педагог выступает как координатор, консультант, направляющий работу студентов. Компьютерная грамотность, умения и навыки в использовании интернет-технологий являются частью общей информационной культуры преподавателя и обучающихся. Компьютеризация обучения помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка, что является особенно важным аспектом в неязыковом вузе, где на изучение иностранного языка отводится ограниченное количество времени. В этом плане существенное место занимают массовые открытые онлайн курсы (МООК), которые считаются одними из эффективных, востребованных инновационных педагогических технологий. В статье приведены особенности и преимущества студенто-центрированного обучения профессионально-ориентированному иностранному языку посредством онлайн ресурсов для повышения качества обучения профессионально-ориентированному иностранному языку в вузе.

Студенто-центрированное обучение является основополагающим принципом болонских реформ в высшем образовании, предполагающим смещение акцентов в образовательном процессе с преподавания на учение как активную образовательную деятельность студента. Роль преподавателя становится направляющей на достижение конкретных, четко поставленных целей и сопровождающей для приобретения определенных компетенций [1].

Личностно-ориентированная парадигма образования предполагает переход к студенто-центрированному подходу, ориентированному на результаты обучения, которые играют существенную роль и отражают итог когнитивной деятельности студента в контексте осмысления, переработки, анализа учебной информации и реализация поставленной цели, а не простое восприятие и репродукция услышанного или увиденного.

Велика роль в совершенствовании умений и навыков самостоятельной работы, обучающихся инновационных информационных технологий, интенсивно внедряющихся в образовательный процесс, в том числе в обучение профессионально-ориентированному иностранному языку. Особое внимание уделяется самостоятельной деятельности студентов по поиску, осмыслению усвоению и переработке новых знаний в информационном пространстве; когда педагог выступает как координатор, консультант, направляющий работу студентов. Следует отметить, что компьютерная грамотность, умения и навыки в использовании интернет-технологий являются частью общей информационной культуры преподавателя и обучающихся. Компьютеризация обучения помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка, что является особенно важным аспектом в неязыковом вузе, где на изучение иностранного языка отводится ограниченное количество времени. Таким образом, применение информационных ресурсов Интернета предполагает развитие творческого потенциала, критического мышления, когнитивной познавательной деятельности обучающихся и является студенто-центрированным подходом, так как ориентировано на самостоятельное усвоение знаний и достижение конечного результата. Вместе с тем, использование Интернет источников создает большие возможности для активизации творческих способностей студентов и создания условий для их саморазвития. Использование информационных онлайн ресурсов стимулирует желание самостоятельного совершенствования знаний, расширяет зону индивидуальной активности, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного занятия. Передача знаний при изучении иностранного языка в неязыковом вузе является лишь первым шагом на пути реализации возможностей образовательной обучающей среды. Тем не менее, поистине эффективным можно считать лишь то обучение, при котором студентам прививаются навыки осмысления, обработки информации, анализа определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося на основе оперирования печатной информацией, пользования средствами массовой коммуникации.

В этом плане существенное место занимают массовые открытые онлайн курсы (МООК), которые считаются одними из эффективных, востребованных инновационных педагогических технологий, как полагают зарубежные М. Ebner, Е. Lackner, М. Kopp, В. Н. Кухаренко, А. А. Андреев , отечественный исследователь Мусинова А.А. и др. [3,4,5,6].

Особенности и преимущества студенто-центрированного обучения профессионально-ориентированному иностранному языку посредством онлайн ресурсов, а именно массовых открытых онлайн курсов (МООС) мы представляем в следующей таблице:

Таблица 1.

Особенности и преимущества студенто-центрированного обучения

 

Особенности студенто-центрированного обучения

Преимущества студенто-центрированного обучения с помощью МООК

1.

Учет индивидуальных особенностей каждого студента в процессе обучения

работа с онлайн ресурсами в различном темпе, в зависимости от языкового уровня

2.

Выстраивание студентами собственной индивидуальной образовательной траектории

возможность самообучения и самореализации, использование и выбор массовых открытых онлайн курсов (МООС)

3.

Индивидуальное планирование и выбор студентом предпочтительных модулей и интересных, и полезных для него дисциплин

в основном используется иноязычные образовательные платформы

4.

Оценка собственных достижений и успехов

сертификаты за прохождение онлайн курсов

5.

Возможность освоения индивидуальных учебных программ в ускоренные сроки

обычно онлайн курс длится от 3 до 6 недель

6.

Междисциплинарный подход

использование специальных дисциплин на иностранном языке

7.

Глобальность образовательного пространства и широкий выбор возможностей

лекции от лучших ученых и мировых университетов

8.

Интерактивность

Возможность общаться друг с другом на форумах, просмотр видеолекций, выполнение тестовых заданий и др.

9.

Совершенствование профессиональной лексики и терминологии

Чтение аутентичных текстов, выполнение профессиональных кейсов, просмотр технологических процессов

 

Таким образом, практическая реализация студенто-центрированного подхода в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе оптимально осуществима при использовании массовых открытых онлайн курсов (МООК). Как отмечалось выше, использование интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ Интернета по сравнению с другими средствами представления информации в обучении. Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представленной информацией: студенты могут индивидуально менять режим работы при обучении на массовом открытом онлайн курсе.

В заключение, резюмируем, что массовые открытые онлайн курсы становятся востребованным и эффективным средством повышения качества обучения профессионально-ориентированному иностранному языку в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Акопов, М.A. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения :автореф. дис. д-ра пед.наук : 13.00.01 / Алексеев Николой Алексеевич. Тюмень, 2007. - 42 с.
  2. Болохонцева М.Н. Некоторые аспекты применения информационных ресурсов Интернета в процессе обучения иностранным языкам в неязыковом вузе./ Научные форумы/2014, № 2. стр. 15-17.
  3. Кухаренко В. Н. Инновации в e-Learning: массовый открытый дис-танционный курс // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 93–99.
  4. Андреев А. А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России.2014. № 6. С. 150–155.
  5. Ebner M., Lackner E., Kopp M. How to MOOC? A pedagogical guideline for practitioners // The International Scientific Conference eLearning and Software for Education. 2014. P. 215–222.
  6. Мусинова А.А. Первый этап внедрения МООK в Казахском национальном университете имени аль-Фараби. //http://pps.kaznu.kz/ru/Main/FileShow2/86503/107/4/7/0//
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА
Ахметова Д.Р., Копжасарова У.И. СТУДЕНТО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ // Междисциплинарный студенческий научный вестник. – 2019. – № 3.; URL: https://stud-messenger.ru/journal/issue-3/article-19/ (дата обращения: 18.10.2024).