12+

Междисциплинарный студенческий научный вестник
ЭЛ № ФС 77 - 75777 | ISSN: 2686-9616
О выпуске
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОБЫТИЙНОЙ НАПОЛНЕННОСТИ ЖИЗНИ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ
Осадченко О.К.1
1Тихоокеанский государственный университет, магистратура

В данной работе представлена попытка проследить и описать взаимосвязь такого аспекта жизненного сценария зрелой личности, как событийная наполненность и личностных ресурсов. Поиск корреляции осуществлялся через рассмотрение таких основополагающих ресурсов как автономия, толерантность к неопределенности и локус контроля.

Проблема событийной наполненности человеческой жизни становилась объектом исследования ученых и мыслителей на протяжении всей человеческой истории. Особое внимание психологического сообщества она получила с развитием такой области психологии как нарративная психология.

Не смотря на множество уже существующих работ, эта тема не перестает быть актуальной. Это связано с тем, что событийная наполненность жизни – специфическая и постоянно меняющаяся категория. Она во многом зависит от времени в котором живет личность. Ведь человеческие ценности, нормы, идеалы, направленность мыслей, развитие одних личностных ресурсов и уход на второй план других – все это определяется особенностями нашего времени, , общей социальной ситуацией окружающей действительности, спецификой времени технического прогресса.

Как показывает ряд исследований в настоящее время на передний план выходят те ресурсы личности, которые способствуют развитию у человека способности совершать самостоятельный выбор и нести за него ответственность. Д.А. Леонтьев относит к таким ресурсам зрелой личности: жизнестойкость, оптимизм, автономию, копинг-стратегии, самоэффективность, рефлексивность, толерантность к неопределенности, витальность.

Независимо от Д.А. Леонтьева и отдельно друг от друга Артур Александровичем Реан и Крис Аржирис, в качестве основных составляющих зрелой личности, выделили толерантность к неопределенности и личностную автономию, соответственно.

В связи с этим  можно рассматривать толерантность к неопределенности и личностную автономию, как одни из основных ресурсов, зрелой личности. Именно поэтому они были выбраны для данного исследования.

Также в качестве исследуемой категории используется локус контроля, как одно из базовых понятий, отражающих различные аспекты зрелой личности. 

Объект исследования:  событийная наполненность, как составляющая жизненного нарратива.

Предмет исследования: взаимосвязь событийной наполненности жизни  и личностных ресурсов.

Цель исследования: определить взаимосвязь между событийной наполненностью жизни и личностными ресурсами; раскрыть ее содержание на примере конкретных ресурсов.

Задачи:

  1. Теоретический анализ литературы об особенностях нарратива и его составляющих, личностной автономии, локусе контроля и толерантности к неопределенности, а также личностных ресурсов в целом;
  2. Проведение эмпирического исследования, для выявления связи между событийной наполненностью жизни и личностными ресурсами личности;
  3. Анализ и интерпретация, полученных данных, с последующим формулированием на их основе выводов по проведенному исследованию.

Гипотезой исследования выступило предположение о наличии связи между событийной наполненностью жизни и личностными ресурсами, обусловленной прямой корреляцией количественного разнообразия событий жизненного сценария и развитости исследуемых личностных ресурсов.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ психологической литературы по теме исследования.
  2. Эмпирические методы исследования:
    • Новый опросник толерантности к неопределенности (в разработки Т.В.Корниловой), направленный на измерение способности человека принимать двойственные неопределенные ситуации, не чувствовать себя неуютно перед неизвестностью, т.е. толерантность к неопределенности;
    • Опросник «Уровень субъективного контроля», направленный на измерение локус контроля;
    • Методика «Суверенность психологического пространства», наравленная на измерение уровня автономии личности и некоторые ее составляющих;
    • Шкала экзистенции (тест ШЭ) А. Лэнгле и К. Орглер, предназначенная для измерения уровня осмысленности, наполненности человеческой жизни;
    • Тест Коттла, предназначенный для определения графического представления респондента о временной составляющей его жизни (настоящее, прошлое, будущее);
    • Каузометрия,  направлена на выявление наиболее значимых событий в жизни респондентов и установление между ними причинно-следственной связи (в исследовании используется сокращенная версия методики).

Также в исследовании использовались статистический и качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.

Эмпирическую базу исследования составили 60 человек. Выборка была уравнена по таким признакам, как половая принадлежность и наличие оконченного высшего образования. Возраст респондентов варьируется от 30 до 58 лет, что соответствует периоду зрелой личности по возрастной периодизации Э. Эриксона.

Практическая значимость работы заключается в ее связи со спецификой и гармоничным развитием личности; в изучение личностных ресурсов, как не до конца исследуемой области психологического знания. В определении особенностей событийной наполненности жизни, личностей двадцать первого века.

Также стоит отметить, что в данном исследовании освещается довольно специфическая и постоянно меняющаяся категория – событийная наполненность, как составляющая жизненного нарратива. Работы в данном направлении стали наиболее активно появляться лишь в последнее десятелетие. Из чего можно сделать вывод о новизне данного исследования.

Сбор и обработка данных проводились в течении нескольких месяцев, в результате чего был получен практический материал для написания дипломной работы. Все респонденты, принимавшие участие в исследовании были разделены на 4 группы, в зависимости от того как они видят связь между своим настоящим, прошлым и будущим.

  1. 1 группа или «Эскалация» - круги выстроены в линию или изображаются в виде «треугольника»  в порядке увеличения диаметров от прошлого к будущему, соответственно прошлое – маленькое, настоящее – среднее, будущее – большое.  Настоящее и будущее у одной части респондентов изображены максимально близко  друг к другу, у другой части пересекаются, прошлое у всех находится в изоляции. Что говорит о склонности личностей в построении своей жизни ориентироваться на те цели,  которые могут отразиться на будущем. Респонденты в своем жизненном сценарии уделяют внимание и тому, что происходит сейчас, и тому, что может произойти, строя планы на будущее. Прошлое в картине их жизни играет небольшую роль.
  2. 2 группа или «Редуцирование» - расположение кругов в одной линии по степени уменьшения размеров от прошлого к будущему ( прошлое – большое , настоящее – среднее, будущее – маленькое).  Будущее изображается отдельно от настоящего и прошлого, круги не пересекаются. Респонденты выстраивают свою жизнь с частыми оглядками на прошлое, будущее стараются не планировать, и не видят никакой взаимосвязи между событиями, происходящими сейчас и теми которые могут произойти в будущем.
  3. 3 группа или  « Статичность» - расположение кругов одинакового диаметра в линейной последовательности, без явных выделений какого-то конкретного «временного» круга. У одной части респондентов круги расположены близко друг к другу, у другой прошлое пересекается с настоящим, настоящее с будущим. Из чего можно сделать вывод, что индивиды, вошедшие в эту группу склонны полагать, что каждый из временных диапазонов играет одинаковую роль в их жизни; способны простроить определенные планы на будущее, но при этом не забывают о прошлом. Все три временных периода связаны и влияют друг на друга.
  4. 4 группа или «Предпочтение настоящего» - круг «настоящее» расположен в центре и имеет наибольший диаметр. «Прошлое» и «будущее» расположены преимущественно по бокам от «настоящего». При этом круги никак не пересекаются друг с другом. Из чего можно сделать вывод, что респонденты, относящиеся к данной группе склонны ориентироваться на события настоящего, особо не задумываясь о будущем и не оглядываясь на прошлое.

Обобщив все данные, которые мы получили, стало возможным сделать следующие выводы по проведенному исследованию:

  1. Представители первой группы характеризуются высоким уровнем автономности в сочетании с интернальным локус контролем. Из чего можно сделать вывод, что такая характеристика как автономия в сочетании со  склонностью брать ответственность за все происходящее в своей жизни на себя способствует попыткам простроить возможный жизненный сценарий своего будущего и тому, что личность видит прямую связь между настоящим и будущим, наполняя свой сценарий событиями имеющими четкую принадлежность к настоящему или будущему;
  2. Представители второй группы характеризуются низким уровнем автономии, в сочетании с интернальным локус контролем. Из чего можно сделать вывод, что ориентация в жизни на события прошлого, без попыток простроить возможное будущее объясняется недостаточной самостоятельностью и неуверенностью в выстраивании своей жизни и зависимостью от других людей;
  3. Представители третьей группы характеризуются интернальным локус контролем в сочетании с довольно высоким уровнем автономии. А также низким показателем событийной наполненности своего нарратива, что может быть связанно с его «статичной» структурой в которой одинаковая роль отводится и прошлому и настоящему и будущему, без акцентировании внимания на определенном времени, а значит и недостаточная ценность событий происшедших когда-то или происходящих сейчас.
  4. Представители четвертой группы характеризуются повышенной способностью принимать различные решения и совершать определенные  выборы в большинстве жизненных ситуаций в сочетании с ярко выделяемым экстернальным локусом контроля. Все это можно связать с преобладанием в картине жизни настоящего, и недооценивание прошлого и будущего. Сочетание такой структуры жизненного сценария с сформированностью именно таких ресурсов можно объяснить склонностью экстравертов действовать и принимать решения под влиянием случая или одолевающих чувств, импульсивно и легко не задумываясь о том, что может произойти в будущем.
  5. Между событийной наполненностью жизни и личностными ресурсами существует взаимосвязь, основанная на определяющей роли развитых у личности ресурсов в определении основных событий, складывающих индивидуальный жизненный сценарий зрелой личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Барский, Ф.И. Личность как черты и как нарратив: возможность уровневых моделей индивидуальности / Ф.И. Барский // Методология и история психологии.- 2008.- Том 3. - №3. – С. 93-105.
  2. Борзова, Т.В. Нарративное понимание субъектом себя и окружающей действительности в процессе обучения / Т.В. Борзова// Психология.- 2015.- Том 17.- №1.- С. 72-78.
  3. Гришина, Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация [Электронный ресурс] / Н.В. Гришина// Режим доступа: http://psystudy.ru
  4. Дюпина, О. Нарративный подход в психологии [Электронный ресурс]/ О. Дюпина// Режим доступа: http://psy.1september.ru
  5. Ежевская, Т.И. Автономность как личностный ресурс информационно-психологической безопасности / Т.И. Ежевская// Гуманитарный вектор.-2011.-№1.- С. 132-136.
  6. Калашникова, С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности / С. А. Калашникова // Молодой ученый. - 2011. - Том 2.- №8.- С. 84-87.
  7. Котова, И.Б. Идея личностного и жизненного ресурса как предмет научной рефлексии в отечественной и зарубежной психологии/ И.Б. Котова// Гуманизация образования.- 2013.-№6.-С.79-83.
  8. Леонтьев, Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика [Текст]/ Д.А. Леонтьев, А.Ж. Аверина, И.А. Васильев и [др.]. – М.:Смысл, 2011. – 680 с.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА
Осадченко О.К. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОБЫТИЙНОЙ НАПОЛНЕННОСТИ ЖИЗНИ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ // Междисциплинарный студенческий научный вестник. – 2019. – № 3.; URL: https://stud-messenger.ru/journal/issue-3/article-21/ (дата обращения: 18.10.2024).