На сегодняшний день слово «хендмейд» является одним из самых модных и популярных. Дословный перевод с английского – «руки делают», т.е. «сделано вручную».
Понятие «хендмейд» включает в себя не только созданные от начала и до конца изделия (сшитая, связанная одежда, сумки, аксессуары, игрушки и пр.), но и переделанные или доработанные вещи. К примеру, расписанная вручную керамика, тарелки в технике декупажа, расшитые стразами и тесьмой джинсы. В зависимости от поставленных задач на занятиях «хендмейд» для развития творческого воображения необходимо использовать различные формы и методы обучения.
Форма обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействий и отношений между учителем и учащимися [3].
На занятиях «хендмейдом» должны быть использованы следующие формы занятий:
- Занятие знакомства с декоративно – прикладным искусством. На занятиях данного типа учащиеся сообщают теоретические сведения, формируют некоторые понятия. Чаще такими занятиями начинают изучение новых тем или разделов учебной программы. Поэтому основное место на них занимает изложение нового материала. Для того чтобы увлечь ребенка и настроить его на творчество будет лучше если такие занятия будут проходить в форме занятие - сказки, занятие – путешествия. Такие формы занятий опираются на фантазию детей и развивают ее.
- Занятие формирования умений и навыков. Данные занятия отличает самостоятельная деятельность учащихся под руководством педагога дополнительного образования. На первых занятиях по изготовлению каких-либо изделий необходимо планировать упражнения по освоению отдельных трудовых движений и приемов, так как любая технологическая операция состоит из ряда приемов, закрепление их неоднократным повторением. В этот период педагог должен контролировать правильность выполнения трудовых приемов, а при повторных упражнениях направлять учащихся на их самостоятельное и творческое осмысление. На таких занятиях дети осваивают различные техники, такие как роспись, плетение, скрапбуккинг, декупаж.
Для успешного развития творческого воображения необходимо использовать следующие формы: групповая; работа в парах, теоретические и практические занятия (прикладная работа обучающихся), выставки, экскурсии, конкурсы.
К примеру групповая форма занятия может представлять собой изготовление какого – либо общего продукта, воплощающего в себе творческие идеи каждого учащегося.
Ю.К.Бабанский под методом обучения понимает последовательное чередование способов взаимодействия педагога и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала [1].
Можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный и исследовательский.
Объяснительно-иллюстрированный метод, с него, как правило, начинается обучение. Суть его состоит в предъявлении учащимся информации разными способами – зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе презентаций с использованием компьютерной медиатеки.
Репродуктивный метод – направлен на формирование навыков и умений, то есть умений многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстрированный: слово, средства наглядности, практическая работа.
Исследовательский метод – направлен на самостоятельное решение творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости о подготовленности того или иного ученика. Его формы: проблемные задачи, опыты и т. д. Задачи могут быть индуктивным и дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании и поиске способов деятельности.
Таким образом, формы и методы развития творческого воображения у младших школьников средствами «хэндмейд» в системе дополнительного образования могут быть различными, но положительный результат будет только тогда, когда ребенку это будет интересно, он будет полностью задействован, получит положительные эмоции от общения в коллективе и будет доволен результатом своей деятельности, то есть полученным конечным продуктом. Так же обязательным условием получения положительного результата является системный характер занятий.