Формирование потребности в здоровом образе жизни – длительный и много аспектный процесс, успешность которого определяется рядом условий:
- соблюдение оптимального двигательного режима;
- тренировку иммунитета и закаливание;
- организацию рационального питания и режима жизнедеятельности;
- психофизиологическую регуляцию;
- усвоения системы знаний о сущности здорового образа жизни и путях его формирования;
- освоения норм поведения, соответствующих здоровому образу жизни [1]
Как показал научно-педагогический анализ деятельности «школ здоровья», самих по себе здоровье сберегающих образовательных технологий недостаточно для формирования у детей ценностной установки на здоровье и здоровый образ жизни. Если ученик сам не ориентирован на укрепление своего организма, не работает постоянно над улучшением состояния собственного здоровья, то нечего ждать от него сознательного отношения к здоровому образу жизни.
Необходимо постепенно формировать у школьников убеждение в том, что успешность и высокое качество жизни зависят от собственной культуры человека, от того, насколько внимательно и заботливо он сам относится к здоровью — своему, других людей, к состоянию социокультурной и природной среды.
Не следует забывать о том, что стремление современного младшего школьника сохранить и укрепить своё здоровье должно быть ориентировано на понимание важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально полезной, и, главное, будущей профессиональной деятельности, ведь часто и выбор специальности определяется кругом требований, которые предъявляются и к состоянию здоровья человека.
Исходя из содержания культуры здорового образа жизни определяются и ее функции:
- образовательно-когнитивная (просветительская), в процессе которой происходит усвоение накопленного опыта в области здоровья и культуры ЗОЖ, зарождаются познавательные, пропагандистские и практикоориентировочные интересы, формируются интеллектуальные и творческие способности, социальные программно-ориентировочные, конструктивные, содержательно-операциональные, оценочные и прогностические умения, осуществляются процессы самообразования и саморазвития;
- мотивационно-ценностно-ориентировочная, стимулирующая индивидуализацию личностной ориентации мотивационно-потребностной сферы (как ценности собственной и социальной жизнедеятельности), самопознание, самооценку, самовоспитание и самоуправление.
- содержательно-деятельностная (преобразующая), обеспечивающая продуктивность и результативность проявления всех остальных функций культуры ЗОЖ в плане программно-целевых установок, технологического содержательно-операционального, конструктивного и оценочного компонентов;[3]
Таким образом, здоровье ребенка, в первую очередь, зависит от факторов его определяющих: биологических возможностей; социальной среды; природно-климатических условий; материального благосостояния; психофизических особенностей личности; наличия культуры, знаний, мировоззренческих убеждений и др. Все перечисленные факторы влияют на состояние здоровья человека и составляют основу науки о здоровье [2].
В системе дополнительного образования процесс учения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах, максимально учитывается индивидуальность ученика. Поэтому педагогика дополнительного образования наиболее полно отвечает принципам гуманистической педагогики - педагогике успеха, и поворот школы к дополнительному образованию вызван его большим социально-педагогическим потенциалом.
Усиление роли дополнительного образования в решении проблемы формирования культуры здоровья и навыков здорового образа жизни детей и подростков происходит, так как на практике именно после школьных уроков, когда дети не озабочены школьными заданиями, появляется реальная возможность формирования здорового образа жизни.
Главным инструментом процесса формирования ценностных ориентаций воспитанников в учреждениях дополнительного образования (УДОД) выступает само детское творчество, которое помогает решать многие воспитательные задачи, в том числе и задачи формирования здорового образа жизни.
При этом дополнительное образование не дублирует предметное обучение в области здоровья. Это качественно другой уровень-освоение знаний и навыков через практический опыт ребенка.