12+

Междисциплинарный студенческий научный вестник
ЭЛ № ФС 77 - 75777 | ISSN: 2686-9616
О выпуске
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ
Королева А.А.1
1Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

В статье рассматриваются особенности развития экологической культуры у детей начиная с дошкольного возраста. Приводятся примеры различных исследований, направленных на изучение отношения детей к понятию «природа» в разном возрасте. Выявлены и обоснованы параметры отношения к природе в различном возрасте.

Отношение к природе – это сложная система взаимосвязанных составляющих элементов, которые, обладая собственной возрастной динамикой, в тоже время подчиняются определённым общим закономерностям.

Субъективное отношение к природе начинает развиваться у ребенка только на основе соответствующего жизненного опыта, который появляется у него в дошкольном возрасте. Это, во-первых, опыт его непосредственных контактов с животными и растениями и, во-вторых, опыт общения со «взрослыми.

Н. Катамадзе наблюдала поведение более 500 дошкольников в возрасте 5-7 лет в ряде экспериментальных ситуаций, в которых детям приходилось делать выбор между «людьми», «животными» и «предметами». Было установлено, что в 50 – 60 % случаев избирательная активность дошкольников направлялась на животных и лишь в 20 – 30% - на людей и неодушевленные предметы. Старший дошкольный возраст характеризуется особой ориентацией ребенка на мир природы.

В младшем школьном возрасте мир природы начинает играть все более значительную роль в психической жизни ребенка.  Дети этого возраста в смысловое содержание понятия «природа» включают, прежде всего, растения (78% опрошенных) и в гораздо меньшей степени животных (43%, причем 80% из них составляют домашние животные) или неживую природу: землю (35%), облака (25%), дождь (22%), воду (15%), небо (13%) и так далее. Таким образом, для младшего школьного возраста в целом характерен субъективно-познавательный тип отношения к природе. 

Общая тенденция развития субъективного отношения к миру природы в младшем школьном возрасте заключается в накоплении опыта психологического и практического взаимодействия с различными природными объектами.

Когнитивная перестройка является центральными событием, «запускающим» череду качественных изменений в поведении подростков. Дети начинают «догадываться», что их цели и ценности заимствованы, и начинают переживать разлад между тем, чего от них ожидают другие, и тем, к чему они стремятся сами. К 10-11 годам этот разлад дает себя знать уже на внешнем поведенческом уровне. В основе борьбы за собственные убеждения и выбор лежит глубокий когнитивно-аффективный конфликт.

В начале подросткового возраста происходят существенные изменения в системе представлений ребенка о природе. По данным А. Гуляницкой практически всеми детьми этого возраста понятие «природа» наряду с растениями (93%) включаются и животные (91% против 43% в младшем школьном возрасте), причем домашние животные составляют только 14% (против 80% в младшем школьном возрасте). Однако, неживые объекты включает в понятие «природа» по-прежнему только половина школьников (48% против 43% в младшем школьном возрасте).

Отмеченный рост сформированности представлений о мире природы становится основной для развития у подростков таких параметров отношения к природе, как осознанность, широта и обобщенность.

По данным Т.К. Нестерук, в младшем подростковом возрасте каждый второй школьник (49-53%) включает те или иные природные объекты в список своих «значимых других». Оказалось, что для тех, кто включил в список различные природные объекты, в этом возрасте степень психологической близости с ними выше, чем со всем остальными «значимыми другими»: выше матери, отца, бабушки, дедушки и т.д.

Таким образом, у младших и средних подростков модальность в целом является субъектно-непрагматической. У школьников 10-11 лет отношение к природе можно обозначить как субъектно-практическое, а у 12-13-летних подростков – субъектно-этическое.

Отношение к природе в младшем и особенно в среднем подростковом возрасте характеризуется высокими показателями таких параметров, как когерентность, принципиальность и сознательность.

В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе. Для старших подростков свойственен прагматический характер модальности отношения к природе. О его принципиальном изменении свидетельствует также отмечаемое в этом возрасте преобладание субъект-объектного характера отношений к животным и растениям над субъект-субъектным.

Таким образом, начиная со старшего подросткового возраста, разрушается субъектное восприятие природных объектов, «субъективная установка» по отношению к ним, свойственная всем предыдущим периодам, сменяется «объектной».

Свойственный старшим подросткам прагматизм отношения к природе и их общая социально-психологическая напряженность превращают для них мир природы в своего рода «полигон» для социальных достижений. В основе деятельности, связанной с природой, может лежать, мотивация получения какого-нибудь «трофея», повышающего статус среди сверстников, а также подражание прагматической практической деятельности взрослых.

Изучив работы психологов и педагогов по нашей теме, мы можем сказать, что экологическая культура рассматривается как интегративное личностное образование подростка, особенности которого определяют его ведущие психологические характеристики:

  • в когнитивной сфере – совокупность духовных и материальных ценностей, позволяющих освоить систему научных понятий по проблемам экологии, а также осознать необходимость в охране природной среды с целью гармонизации взаимосвязи в системе «природа - человек»;
  • в эмоциональной сфере – нравственно-эстетические чувства и переживания, порожденные общением с природой, а также эмоциональные реакции, отражающие негативное отношение к людям, разрушающим природную среду;
  • в волевой сфере – умение применять в практике данное личностное образование, связанное с ответственностью за состояние окружающей среды, с опытом деятельности по изучению и охране природной среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д.Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов н/Д., 1996. – 480с.
  2. Калмыков А.Ф. Введение в экологическую психологию. URL: ncdo. Levsha./ru/ecoPSY
  3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. С.147.
  4. Лихачев, Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования /Б.Т. Лихачев //Экологическое образование в России: теоретические аспекты. – М., 1997. – С. 68–81.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА
Королева А.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ // Междисциплинарный студенческий научный вестник. – 2019. – № 5.; URL: https://stud-messenger.ru/journal/issue-5/article-32/ (дата обращения: 16.09.2024).