Отношение к природе – это сложная система взаимосвязанных составляющих элементов, которые, обладая собственной возрастной динамикой, в тоже время подчиняются определённым общим закономерностям.
Субъективное отношение к природе начинает развиваться у ребенка только на основе соответствующего жизненного опыта, который появляется у него в дошкольном возрасте. Это, во-первых, опыт его непосредственных контактов с животными и растениями и, во-вторых, опыт общения со «взрослыми.
Н. Катамадзе наблюдала поведение более 500 дошкольников в возрасте 5-7 лет в ряде экспериментальных ситуаций, в которых детям приходилось делать выбор между «людьми», «животными» и «предметами». Было установлено, что в 50 – 60 % случаев избирательная активность дошкольников направлялась на животных и лишь в 20 – 30% - на людей и неодушевленные предметы. Старший дошкольный возраст характеризуется особой ориентацией ребенка на мир природы.
В младшем школьном возрасте мир природы начинает играть все более значительную роль в психической жизни ребенка. Дети этого возраста в смысловое содержание понятия «природа» включают, прежде всего, растения (78% опрошенных) и в гораздо меньшей степени животных (43%, причем 80% из них составляют домашние животные) или неживую природу: землю (35%), облака (25%), дождь (22%), воду (15%), небо (13%) и так далее. Таким образом, для младшего школьного возраста в целом характерен субъективно-познавательный тип отношения к природе.
Общая тенденция развития субъективного отношения к миру природы в младшем школьном возрасте заключается в накоплении опыта психологического и практического взаимодействия с различными природными объектами.
Когнитивная перестройка является центральными событием, «запускающим» череду качественных изменений в поведении подростков. Дети начинают «догадываться», что их цели и ценности заимствованы, и начинают переживать разлад между тем, чего от них ожидают другие, и тем, к чему они стремятся сами. К 10-11 годам этот разлад дает себя знать уже на внешнем поведенческом уровне. В основе борьбы за собственные убеждения и выбор лежит глубокий когнитивно-аффективный конфликт.
В начале подросткового возраста происходят существенные изменения в системе представлений ребенка о природе. По данным А. Гуляницкой практически всеми детьми этого возраста понятие «природа» наряду с растениями (93%) включаются и животные (91% против 43% в младшем школьном возрасте), причем домашние животные составляют только 14% (против 80% в младшем школьном возрасте). Однако, неживые объекты включает в понятие «природа» по-прежнему только половина школьников (48% против 43% в младшем школьном возрасте).
Отмеченный рост сформированности представлений о мире природы становится основной для развития у подростков таких параметров отношения к природе, как осознанность, широта и обобщенность.
По данным Т.К. Нестерук, в младшем подростковом возрасте каждый второй школьник (49-53%) включает те или иные природные объекты в список своих «значимых других». Оказалось, что для тех, кто включил в список различные природные объекты, в этом возрасте степень психологической близости с ними выше, чем со всем остальными «значимыми другими»: выше матери, отца, бабушки, дедушки и т.д.
Таким образом, у младших и средних подростков модальность в целом является субъектно-непрагматической. У школьников 10-11 лет отношение к природе можно обозначить как субъектно-практическое, а у 12-13-летних подростков – субъектно-этическое.
Отношение к природе в младшем и особенно в среднем подростковом возрасте характеризуется высокими показателями таких параметров, как когерентность, принципиальность и сознательность.
В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе. Для старших подростков свойственен прагматический характер модальности отношения к природе. О его принципиальном изменении свидетельствует также отмечаемое в этом возрасте преобладание субъект-объектного характера отношений к животным и растениям над субъект-субъектным.
Таким образом, начиная со старшего подросткового возраста, разрушается субъектное восприятие природных объектов, «субъективная установка» по отношению к ним, свойственная всем предыдущим периодам, сменяется «объектной».
Свойственный старшим подросткам прагматизм отношения к природе и их общая социально-психологическая напряженность превращают для них мир природы в своего рода «полигон» для социальных достижений. В основе деятельности, связанной с природой, может лежать, мотивация получения какого-нибудь «трофея», повышающего статус среди сверстников, а также подражание прагматической практической деятельности взрослых.
Изучив работы психологов и педагогов по нашей теме, мы можем сказать, что экологическая культура рассматривается как интегративное личностное образование подростка, особенности которого определяют его ведущие психологические характеристики:
- в когнитивной сфере – совокупность духовных и материальных ценностей, позволяющих освоить систему научных понятий по проблемам экологии, а также осознать необходимость в охране природной среды с целью гармонизации взаимосвязи в системе «природа - человек»;
- в эмоциональной сфере – нравственно-эстетические чувства и переживания, порожденные общением с природой, а также эмоциональные реакции, отражающие негативное отношение к людям, разрушающим природную среду;
- в волевой сфере – умение применять в практике данное личностное образование, связанное с ответственностью за состояние окружающей среды, с опытом деятельности по изучению и охране природной среды.