12+

Междисциплинарный студенческий научный вестник
ЭЛ № ФС 77 - 75777 | ISSN: 2686-9616
О выпуске
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Чуйкина О.А.1
1НТГСПИ (филиал РГППУ)

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной деятельности на уроках музыки. Проведенный теоретический анализ трудов по теории и практике предмета исследования выявил недостаточный уровень разработанности проблемы использования  проектной деятельности в формировании коммуникативных универсальных действий на уроках музыки. Новизна работы в том, что выявлены возможности проектной деятельности в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках музыки и разработан проект, который может быть рекомендован в учебном процессе в начальных классах.

Введение.

Современный этап развития общества в России определяет новые подходы к образованию детей, обуславливает новые приоритеты воспитания личности.

Согласно Федеральному государственному стандарту учащиеся начальных классов должны уметь слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение, уметь договариваться [2, с. 37].

Следует отметить, что современные дети ограничены в живом общении. Компьютеры, телефоны, гаджеты плотно вошли в нашу жизнь, вытеснив из неё живое общение. Большинство младших школьников не участвуют в игровой деятельности дворовых коллективов, в деятельности детских общественных организаций, поэтому не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи.

В этих условиях учителю важно использовать всевозможные способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в школе. Современному учителю нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, содействовать переходу к реальному взаимодействию в ходе овладения знаниями, умениями, навыками, создавать условия для сотрудничества учащихся между собой. Необходимо показать, что полученный в команде совместный результат более эффективен.

Всё вышеизложенное позволило выделить противоречие между возможностью использования проектной деятельности при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках музыки в начальной школе и недостаточной разработанностью этой проблемы в методической и педагогической литературе.

Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему исследования: «Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках музыки».

Объект исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Предмет исследования: проектная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках музыки.

Цель исследования: выявить и обосновать возможности проектной деятельности в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках музыки.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;
  • эмпирические: анкетирование, наблюдение, диагностирование.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников ¾ это обучение на основе общения, происходящее в двух основных направлениях: во взаимодействии с одноклассниками и с учителем. Именно по этой причине одной из форм для формирования коммуникативных универсальных учебных действий является проектная деятельность, «подразумевающая развитие способностей к совместным действиям в новых, возможно беспрецедентных ситуациях». В проектной деятельности ученик учится адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека, сотрудничать с другими людьми для получения результата совместной работы [3, с. 48].

Уроки музыки могут стать основой для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Музыка с незапамятных времён является уникальным средством воспитания и формирования личности. По словам В. В. Медушевского, в музыкальном произведении отбираются, спрессовываются, перерабатываются и упорядочиваются различные фазы жизненных эмоций. Таким образом, главнейшая задача учителя музыки заключается в формировании у учащихся понимания эмоционального характера музыки, а вместе с этим осознание и осмысление эмоций, чувств своих собственных и окружающих их людей.

Многообразие видов деятельности, применяемых на уроках музыки, предполагает включение в процесс проведения урока музыки проектной деятельности, способствующей формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Проектная деятельность может быть средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках музыки, поскольку она ориентирует детей на взаимодействие в создании общего продукта в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Использование проектной деятельности на уроках музыки ориентирует детей на взаимодействие в создании общего продукта в процессе различных видов музыкальной деятельности, способствует самооценке собственных коммуникативных действий в театрализации и музыкально-игровой драматизации.

Своеобразность предмета такова, что, слушая какое-либо произведение искусства, каждый человек рассматривает его по-своему. Очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относиться к мнению друг друга, даже если оно противоположное.

Каждый урок музыки ¾ это увлекательное путешествие по Сказочной стране, во время которого учащиеся получают общее представление о музыке как безграничном мире музыкальных звуков и образов, о связи музыки с жизнью человека. В таком незабываемом музыкальном путешествии дети учатся вслушиваться в звуки природных стихий, в голоса птиц и животных. Путешествуя, они встречаются со знакомыми и любимыми сказочными героями, знакомятся с народными музыкантами, слушают и исполняют народную, классическую, современную музыку[6]. Путешествие по Сказочной стране предоставляет учителю широкие возможности для использования разнообразных заданий проектной деятельности. Учащиеся учатся высказывать свою точку зрения по содержанию прослушанных музыкальных произведений, рассказывать о своих музыкальных впечатлениях. Младшие школьники получают первоначальные представления о музыкальных инструментах, сравнивают их звучание, учатся использовать их в своей деятельности. Немаловажным является и то, что учащиеся приобретают навык выслушивать друг друга, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению. Миссия проектной деятельности на уроках музыки является одним из важных приоритетов современного образования.

Во время слушания музыки детьми можно выделить ряд заданий проектной деятельности, способствующих формированию коммуникативных универсальных учебных действий: вокализация доступных мелодий инструментальных произведений; ритмопластика (промаршировать, пластически выразить музыку движением кистей или корпуса); сравнение или контрастное сопоставление музыки; графическое изображение мелодии; составление музыкальной коллекции; использование содружества различных видов искусства; музыкально-познавательные задания; ассоциация с литературным произведением; оркестровка слушаемой музыки игрой на детских инструментах; использование определенного цвета для передачи настроения музыки.

Использование проектной деятельности на уроках музыки во время хорового пения способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. При исполнении дети должны представить себя в ситуации естественного бытования песни: например, при исполнении колыбельных (представить и разыграть пение колыбельной кукле), хороводов, календарных песен. Учащимся предлагается почувствовать себя в роли крестьянских детей, встречающих или провожающих Масленицу, закликающих весну (пение веснянок с имитацией выбегания на пригорок, с зазыванием птиц), в роли колядовщиков (разыграть хождение «по дворам» с пением поздравительных колядок).

При исполнении такого рода песен дети сотрудничают друг с другом, договариваются о ролях, создавая в итоге общий продукт музыкальной деятельности.

В музыкально-ритмической деятельности можно выделить следующие приёмы проектной деятельности: игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой массаж и игры-путешествия.

Внедрение проектной деятельности в процесс игры на музыкальных инструментах на уроках музыки благоприятно  влияет на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, создавая общий продукт своей деятельности.

Удивителен мир звуков, окружающих нас. Фантазия и воображение учителя и учащихся  могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. Такие проекты, как  «Полька де­ревянных кубиков», «Марш цветных каран­дашей» увлекут не только детей, но и родителей. Дети  представляют и играют «разговор двух бабочек», «танец паучков», «марш медвежат».

Музыкально-инструментальные проекты дополняют уроки музыки, формируют коммуникативные универсальные учебные действия, расширяют кругозор учащихся младших классов, а также совершенствуют исполнительские навыки и умения.

В качестве проекта учащимся начальных классов предлагается изготовить музыкальные инструменты в группе. При выполнении такого рода деятельности учащиеся учатся договариваться, приходить к общему решению, тем самым создавая общий продукт.

Приобретённые навыки игры на музыкальных инструментах, предназначенных для детей, дают возможность импровизировать, находить собственные ритмы и мелодии, сочинять коллективно, подбирать аккомпанемент к песням, играть несложные пьесы. Используя музыкальные инструменты, учащиеся учатся передавать простейшие музыкальные образы.

Таким образом, проектная деятельность является средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, поскольку она ориентирует детей на взаимодействие в создании общего продукта в процессе различных видов музыкальной деятельности и способствует самооценке собственных коммуникативных действий в театрализации и музыкально – игровой драматизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Дьяченко И. Ю. Теория и методика музыкального воспитания: учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. — 92 с.
  2. Затямина Т.А. Современный урок музыки: учебно-методическое пособие. — М.: Глобус, 2007 г. — 170 с.
  3. Критская Е. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема // Теория и методика музыкального образования детей. — М.: Флинта-наука, 1999.
  4. Метод проектов в начальной школе: система реализации/ авт. – сост. Н. В. Засоркина [и др.]. Изд. 2-е. — Волгоград: Учитель, 2016. — 135 с.
  5. Осенева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА
Чуйкина О.А. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ // Междисциплинарный студенческий научный вестник. – 2019. – № 6.; URL: https://stud-messenger.ru/journal/issue-6/article-41/ (дата обращения: 16.09.2024).