На боевом дежурстве в РВСН состоят межконтинентальные баллистические ракеты разных типов. Некоторая часть этого оружия расположена в шахтных пусковых установках (ШПУ), а прочие ракеты транспортируются к пусковой позиции при помощи подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК).
Какой же способ базирования межконтинентальных баллистических ракет наиболее оптимально использовать? Для этого необходимо разобрать сильные и слабые стороны данных пусковых установок.
Первые ракеты, появившиеся еще в конце сороковых годов, предполагалось использовать с открытыми пусковыми установками, размещенными на подходящей позиции без строительства крупных специальных объектов.
Рисунок 1. Подготовка пускового стола ракеты Р-12.
Однако такая установка не обеспечивала защиты для ракеты, и потому стартовала разработка более совершенных систем с лучшей защитой.
К середине пятидесятых годов новые ракеты «ушли под землю» при помощи шахтных пусковых установок. Усиленное бетонное сооружение не было подвержено внешним воздействиям, а кроме того, обеспечивало защиту ракеты от ракетно-бомбовых ударов, в том числе с применением некоторых видов ядерного оружия. Вывести из строя ШПУ могло только прямое попадание ракеты противника.
Рисунок 2. Устройство ШПУ.
1 – вход в пусковую установку; 2 – тамбур; 3 – защитное устройство (крышка); 4 – оголовок ШПУ; 5 – шахта; 6 – ракета; 7 - транспортно – пусковой контейнер; 8 – газоотражательное устройство.
Внутри шахты ракета находится в законсервированном состоянии внутри транспортно-пускового контейнера, в котором поддерживается необходимый температурно-влажностный режим.
Рисунок 3. Старт ракеты Р-36М из ШПУ.
Следует отметить, что главное преимущество пусковой шахты связано с ее главным недостатком. Пусковой комплекс находится на одном месте, и вероятный противник заранее знает его координаты. Как следствие, он может нанести первый удар именно по ШПУ.
Решением данной проблемы стало создание подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК).
Главное преимущество ПГРК заключается в его мобильности. Самоходная пусковая установка, машины управления и обеспечения во время боевого дежурства не остаются на месте. Они постоянно перемещаются между базой, оборудованными позициями и защитными сооружениями. Это затрудняет определение текущего местоположения комплекса и, следовательно, мешает противнику организовать первый обезоруживающий удар.
Рисунок 4. ПГРК «Пионер».
В 1974 г. провел испытания ПГРК «Пионер». Пуск ракеты пусковой установкой «Пионер» мог быть произведен либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции, либо с одной из подготовленных полевых позиций.
Позже появилась необходимость в усовершенствовании шасси пусковой установки.
Рисунок 5. ПГРК «Тополь».
В 1987 г. на боевое дежурство был поставлен ПГРК «Тополь». Данная пусковая установка создана на базе нового семиосного шасси повышенной проходимости с увеличенным дорожным просветом для преодоления бродов до 1,1 м. Транспортно-пусковой контейнер с ракетой имеет более высокий уровень защищенности от поражения стрелковым оружием. В 1,5 раза повышен гарантийный срок эксплуатации, повышена ядерная безопасность за счет внедрения новых технических решений и реализации мер противопожарной защиты оборудования ПУ.
Пуск ракет данной пусковой установкой производился как из укрытия, так и в заранее определённых точках боевого маршрута, причём маршрут был далеко не единственным, что значительно затрудняло противнику определить местоположение ПУ. Манёвренность же оставляла желать лучшего: минимальный радиус поворота – 28 м.
Рисунок 6. ПГРК «Ярс».
В 2009 г. на боевое дежурство был принят ПГРК «Ярс». Представляет собой модифицированную версию пусковой установки «Тополь». Модернизированные системы навигации и горизонтирования позволяют проводить запуск ракет из любой точки маршрута боевого патрулирования, без привязок к контрольным точкам, как это было у ПУ «Тополь» и «Пионер». Инженеры решили проблему с огромным радиусом поворота, создав новое восьмиосное шасси, которое обеспечило лучшую манёвренность и скорость прохождения поворотов: теперь колеса первых и последних трех осей являются управляемыми. Причем задние поворачиваются в обратную сторону: крутишь руль влево, и первые три оси поворачиваются влево, а задние – вправо, для лучшей маневренности.
Но не стоит списывать со счетов ШПУ, ведь их использование позволяет укомплектовать ракету более мощным боевым оснащением, например, оснастить разделяющейся головной частью с несколькими боевыми блоками.
Таким образом, в настоящее время наиболее рационально использовать пусковые установки обоих типов: одни ракеты смогут находиться под защитой шахтных сооружений, но будут подвергаться риску первого удара, а другие уйдут от наблюдения на борту ПГРК.